Статьи по филателии  
Словарь терминов  
Почтовый календарь  
Знакомство с филателией  
Филателистическая география  
Виртуальные выставки  
Форум  
Контакты  
Филателистические сайты  
Журнал "Мир марок"  
Выпуски СССР и России (USSR and Russia)  
"Земство" Каталог Чучина (ZEMSTVO)  
Каталог "Космос в картинках" (Space)  
Каталог "СОЧИ-2014" (Sochi-2014)  



   
Статьи » | » По категориям » | » По авторам » | » По годам
Поиск публикацийЧто искать:  

 

Авиапочта /

Собираем Airmail

001.JPG

ris01_00.JPGСреди десятков и сотен направлений  коллекционирования почтовых марок, особое место занимает одна из интереснейших тем филателии, а именно, «Аэрофилателия».

Это направление  получило такое название не только за свое самое широкое представительство на филателистических рынках соответствующих предметов коллекционирования, но и за  огромное количество людей в разных странах мира, увлеченных собирательством, систематизацией и изучением авиапочтовых марок, авиапочтовых этикеток, виньеток, цельных и целых вещей, оттисков различных  почтовых штемпелей, связанных с авиапочтой. Сейчас, даже трудно себе представить какую-либо серьезную филателистическую выставку, на которой  не были  представлены коллекции наших коллег –  аэрофилателистов.

Основным филателистическим термином у аэрофилателистов является термин «Авиапочта». Так что такое авиапочта, и соответствующим образом, связанные с ней  почтовые марки, этикетки и другие предметы нашего интереса? Многие теоретики филателии дают разнообразные и многочисленные толкования этого термина, но, в основном, все эти определения можно свести к двум основным. Причем, первое из них можно определить, как толкование термина «авиапочта» в широком смысле слова, а второе – в узком смысле слова.

Толкование термина «авиапочта», в широком смысле слова,  подробно приведено в книге «Иллюстрированные филателистические термины», автор Доктор Джеймс Маккей (Dr. James Mackay). Книга выпущена издательством торгового дома Стенли Гиббонс (Stanley Gibbons) в 2003 году.   Дж. Маккей является крупнейшим специалистом в области филателии и автором многочисленных трудов, например, таких как «Всемирная энциклопедия почтовых марок и коллекционирования марок» (The world encyclopedia of stamps & stamp collecting»,  «Книга рекордов Гиннесса почтовых марок» (The Guinness book of stamps: fact & feats) и многих других.  Это вполне авторитетное мнение. Ниже приведем его изложение.

Авиапочта, это любая форма корреспонденции, переданная воздушным путем. Таким образом, авиапочта охватывает все виды авиапочтовых отправлений от голубиной почты и почты воздушных шаров (баллонной почты, аэростатной почты) до – катапультной, дирижабельной (цеппелинной), планерной, парашютной, ракетной,  вертолетной (геликоптерной) и почтой пересылаемой обычными самолетами. 

Первое официальное почтовое отправление воздушным путем имело место в августе 1859 года между Ла Фаэттом (La Fayette) и Кроуфордсвиллом (Crawfordsville), штат Индиана, при помощи воздушного шара «Юпитер». Это официальное почтовое отправление было санкционировано местным начальником почтового отделения.

ris00_01.JPG


Первые почтовые отправления,  уполномоченные непосредственно правительством, были корреспонденции переносимые воздушными шарами во время Франко-Прусской войны из городов Мец и Париж в 1870-1871 гг.  Первая, но неофициальная почта была отправлена с помощью моторного самолета в 1908 году из Парижа в Сен Назар (St Nazire). 

ris00_02.JPGПервая официальная (уполномоченная властями), авиапочта имела место в феврале 1911 года по маршруту Аллахабад (Allahabad) – Найни (Naini), Индия.

Так вот, уважаемые коллеги, обратите внимание, что под данное определение воздушной или авиапочты попадают голубиная, баллонная, катапультная, цеппелинная, парашютная, планерная, ракетная и вертолетная почты.  Если использовать «Филателистический словарь», авторы В. Граллерт и В.Грушке, издательство «Связь», 1977 год, то к этим видам воздушной почты вполне можно добавить и относительно экзотические виды воздушных почт, как то, пчелиная почта, снарядная почта и почта пересланная стрелой.  Но это  для информации.

А вот, так называемой самолетной почты, как практического или филателистического термина  встретить трудно. Разве, что за исключением термина «Почта самолетная реактивная», который применялся в самом начале внедрения реактивных лайнеров на гражданских авиалиниях.  Это связано только с тем, что под самолетной почтой, как правило, и понимают авиапочту,  используя этот термин в узком смысле слова.

Интернет энциклопедия, WikipediA, дает самое короткое и четкое определение авиапочты. Авиапочта, это почта, которая транспортируется самолетом (http://en.wikipedia.org/wiki/Airmail).

Так вот, предметом этой статьи  являются авиапочтовые марки, этикетки, конверты, почтовые карточки и другие предметы коллекционирования, связанные с почтой переносимой поршневыми и реактивными самолетами. Иногда, в качестве уточнения, в различной филателистической литературе авторы добавляют: «летательными аппаратами тяжелее воздуха или моторной авиацией и т.п.». Вполне естественно, что центральное место в статье будут занимать место авиапочтовые марки, так как мы все-таки филателисты, все остальное занимает подчиненное место. Кроме того, думаю, вполне можно обойтись без подробного описания исторических факторов развития авиации от братьев Райт до современных авиалайнеров. Мы же не историки, а филателисты. Сопутствующий исторический материал каждый из нас может легко найти в специализированной литературе или интернете. Думаю, лучше всего сразу перейти к основным направлениям формирования коллекций, подбору почтовых марок и другого филателистического материала.

Я всегда стараюсь подчеркнуть, что филателист это тот человек, который «любит глазами», поэтому постараюсь излагать свои взгляды, как можно короче, но иллюстрировать их, как можно больше.

Рассматривая, примерно,  столетнюю историю авиапочты, нужно отметить, что в принципе собрать полную – генеральную коллекцию авиапочтовых марок практически невозможно. Во-первых, на такой «подвиг» не хватит нескольких жизней. Во-вторых - надо иметь неограниченные финансовые ресурсы, так как среди авиапочтовых марок имеются крайне дорогие раритеты, типа «Перевернутого Дженни» США 1918 года, авиапочтовой марки итальянского Леванта (Константинополь) 1922 года, первой длинной серии из 9-ти авиапочтовых марок Колумбии 1920 года и многих,  многих других.

Поэтому, каждый из коллекционеров выбирает себе вполне определенную тему, больше того, он старается даже ее сузить в рамках собственного, но уже чисто индивидуального мотива. Лично я не понимаю, когда наши гранды филателии стараются противопоставить «тематическое коллекционирование», так называемому «мотивному коллекционированию».  При этом, они выдвигают на первый план претензии на какие-либо «исследования», «открытия» и «умозаключения».  Звучит все это красиво, но согласитесь, если человек, например, собирает почтовые марки по теме «Минералы» и при этом не имеет геологической специальности (что в принципе вполне нормально), то вот уже его «исследования» и «заключения» по этому вопросу будут выглядеть в лучшем случае наивно. Хотя и бывают исключения, но это крайне редко.

Так что ни о каких «исследованиях» в области «авиации» речи здесь не идет, а говорим только об авиапочтовых марках.  Хотя, конечно, отдельные, непосредственно посвященные авиации, и ее истории пояснения вполне допустимы, но это, согласитесь, пояснения это никак не исследования. Лично я предпочитаю собирать по принципу «всего понемножку», то есть иметь в коллекции почтовые марки, представляющие каждое из направлений, но не в большом количестве. Так что, вся коллекция может занять место в небольшом кляссере.

Системно анализируя общий массив коллекционного материала, связанный с авиапочтой, можно выделить несколько, относительно крупных тем или направлений, каждое из которых может представлять для филателиста несомненный интерес.

1.    Авиапочтовые марки с надпечатками.
2.    Авиапочтовые марки с изображением самолетов.
3.    Авиапочтовые марки с символами авиации.
4.    Авиапочтовые марки с аллегориями авиации.
5.    Авиаторы и знаковые авиационные полеты.

Конечно, такое деление носит чисто условный характер, так как, например, почтовая марка может иметь авиапочтовую надпечатку, которая включает в себя изображение самолета или тот или иной символ авиации, а почтовая марка с аллегорией, вполне может быть посвящена какому-либо конкретному полету, событию в области авиации или даже конкретному летчику. Но мы, все же,  постараемся придерживаться этой схемы, хотя к рассмотрению такого вопроса можно подойти и с других позиций. Например, пионеры авиации, почтовые марки и лейблы частных авиакомпаний, полуофициальные авиапочтовые марки, первые из первых авиапочтовых марок и т.д. В конечном итоге это дело вкуса каждого из нас. 

Отдельно хочу отметить, что вопросы почтовой (авиапочтовой) истории являются в принципе отдельным направлением коллекционирования, хотя наличие в разумных пределах в традиционных собраниях  марок интересных гашений, штампов, конвертов, почтовых карточек и авиапочтовых этикеток только оживляют коллекцию. А те коллекционеры, которые намереваются  представить свои разработки на филателистических выставках, без этих предметов обойтись просто не смогут.

А теперь, вкратце давайте посмотрим, что может получиться, если придерживаться вышеуказанной схемы.

1.    Авиапочтовые марки с надпечатками.

Первые официальные (выпущенные государственными почтовыми ведомствами) авиапочтовые марки были изготовлены в Италии в 1917 году.  Было выпущено две почтовые марки, первая марка была выпущена в мае, а вторая - в июне. Эти выпуски были специально приурочены к открытию экспериментальных авиапочтовых маршрутов. При этом, на ранее выпущенных почтовых марках специальной доставки, были сделаны  надпечатки:

ris01_01_3.JPG
ris01_02.JPG
Первые в мире официальные авиапочтовые марки 1917 года, Италия.


ris01_03.JPG
Специально отпечатанная почтовая карточка к дню «Первого полета» по маршруту Турин – Рим.

Как можно увидеть, первые авиапочтовые надпечатки несут информацию о конкретных авиапочтовых маршрутах, да и то экспериментального характера. Принципиальным является два момента. На первой марке  можно увидеть слова «POSTA AEREA», а на второй марке, изменение ее номинала, за счет отмены услуги по специальной доставке, то - есть непосредственно в руки получателя в день  прихода корреспонденции в почтовое отделение, на тариф  авиапочтового сервиса.

В 1918 еще три страны выпустили авиапочтовые марки. Можно отметить, что  к концу этого года образовался целый клуб стран, выпускающих авиапочтовые марки. 

Почтовое ведомство Австрии выпустило три авиапочтовые марки 30 марта. Марки имели надпечатку «FLUGPOST». На двух марках надпечатка меняла их номинальную стоимость.  Следует отметить, что все три авиапочтовые марки были выпущены в двух вариантах, на белой и серой бумаге. Кроме того, имеются разновидности марок, как по размерам перфорации, так и с надпечаткой в перевернутом виде. Есть экземпляры марок без перфорации. Была также выпущена и четвертая марка, но в продажу она по какой-то причине не поступила. 

Третьей страной, выпустившей авиапочтовые марки в серии из трех марок, были США. Первая марка из этой серии номиналом в 24с была выпущена 13 мая 1918 года. Но эти марки не имели надпечаток, поэтому о них мы расскажем в другом разделе настоящей статьи. И замыкает этот «клуб 1917-1918 гг.», Венгрия, которая выпустила две авиапочтовые марки с надпечаткой «REPULO POSTA» 4 июля 1918 года. Но здесь, следует отметить, что в 1920 году, «REPULO POSTA» была заменена на «LEGI POSTA», но это не имеет такого уж принципиального значения.

ris02_01.JPG ris02_02.JPG ris02_03.JPG
1918. Авиапочтовые марки  Австрии и Венгрии.

В эти годы, моторная авиация получает свое самое широкое распространение во многих странах мира. Начинает появляться все больше и больше авиапочтовых маршрутов и как следствие этого, очень многие страны начинает выпускать авиапочтовые марки. И большинство из этих страна начинают такие выпуски именно с авиапочтовых надпечаток. Теперь «Воздушная почта» или «Авиапочта», что в принципе  одно и то же, мы можем прочитать на многих языках мира. Так к «POSTA AEREA», «FLUGPOST» и «LEGI POSTA», постепенно начинают добавляться «POSTA AERIENNE»,  «CORREO AEREO»,  «SERVICIO AEREO», «AIRMAIL», «Воздушная почта» и много других надписей аналогичного характера на разных языках мира. 

ris02_04.JPG ris02_05.JPG ris02_06.JPG
Марки  Зоны Панамского канала (США), Швеции, Боливии с надпечатками,  анонсирующими авиапочту.

   Другой, большой массив авиапочтовых марок, и на мой взгляд более наглядный, выпускался разными странами с надпечатками аналогичного характера, но с добавлением изображения самолета, причем как в форме биплана, так и моноплана. Среди таких авиапочтовых марок можно встретить  экземпляры, даже  без каких либо надписей, а просто с надпечатанным изображением самолета.

ris03_04.JPG ris03_05.JPG
ris03_06.JPG ris03_07s.JPG

ris03_01.JPG ris03_02.JPG ris03_03.JPG
Марки, выпущенные в разные годы Чехословакией, РСФСР, Папуа, Францией, Японией,  Дальневосточной республикой и Монако,  которые имеют надпечатки в форме самолета.

   
Конечно, изображение самолета является основным символом авиации. Но имеются и другие символы авиации, основным из которых являются крылья. Этот символ мы можем легко увидеть на форме экипажа современного авиалайнера. Кроме того, в те, не столь отдаленные времена, когда только зарождались авиапассажирские и авиапочтовые маршруты, к символу авиации относили и пропеллер (винт) самолета, часто на фоне радиатора мотора.  И эти символы авиации также можно найти на почтовых марках 20-30-х годов.

Так, например, первые авиапочтовые марки Швейцарии были выпущены без каких-либо надписей, но на них была произведена надпечатка в виде перекрестных крыльев и пропеллера на фоне радиатора авиационного двигателя.  Подобных марок с надпечатками в виде символов авиации, было выпущено немного.  Тем более, для настоящего коллекционера они представляют интерес и обязательно должны быть в его альбоме.

ris04_01.JPG
ris04_02.JPG
ris04_03.JPG
Марки с надпечатками в форме символов авиации, выпущенные Швейцарией, Филиппинами (США) и Тунисом.

 Очень большой интерес представляют собой авиапочтовые марки с надпечатками памятного характера. Такие надпечатки часто производились специально к проведению какого-либо знакового полета по тому, или иному экстремальному маршруту. Как правило, тиражи авиапочтовых марок с такими  надпечатками были ограничены и поэтому, многие из них являются относительно ценными.

Среди таких марок часто встречаются разновидности в надпечатках или даже ошибки при их изготовлении, что резко повышает  их стоимость на филателистических рынках.  Цены на эти раритеты достигают четырех – шестизначных значений. Но в настоящей статье мы с удовольствием приводим их сканы, тем более они  ничего не стоят. Но, я надеюсь, эти марки доставят Вам удовольствие только одним своим видом. Хотя, и я это подчеркиваю, очень много марок из этой категории вполне доступны самым обычным людям.

ris05_04.JPG ris05_05.JPG
ris05_01.JPG ris05_02.JPG ris05_03.JPG
Марки с надпечатками,  анонсирующие открытие того или иного авиапочтового маршрута или экстремального полета.

Таким образом, мы рассмотрели с Вами основные категории авиапочтовых марок с надпечатками  той или иной формы.  Хотя, еще можно найти несколько форм, но они относительно редко применялись и не представляют особого интереса. Например, авиапочтовые марки с надпечаткой названия другой страны, в которую были переданы части тиражей таких марок для практического использования. Или обычные почтовые марки, которые использовались как авиапочтовые с надпечатками, фактически изменяющими только номиналы этих марок и ряд других.

ris06_01.JPG ris06_02.JPG
Авиапочтовые марки с надпечатками  названий других стран.

  В заключение этого раздела, надо добавить, что надпечатка в филателии дело серьезное, так как именно такая форма печати является наиболее легко подделываемой.  Поэтому, нашему брату филателисту, при покупке авиапочтовых марок с надпечаткой надо исходить из наиболее простых критериев. Во-первых, марки с надпечатками не стоит покупать у случайных людей, желательно конечно иметь дело с наиболее известными и солидными фирмами, в которых работают знающие специалисты.  Во-вторых, всегда надо проявлять повышенное внимание к почтовым маркам с надпечатками, цена которых значительно превосходит аналогичные марки, но без надпечаток.  И, в-третьих, желательно установить для себя какой-то ценовой предел, выше которого, покупать почтовые марки с надпечатками, без соответствующих сертификатов, не стоит. Но, с другой стороны, мы себе должны давать отчет в том, что наличие сертификата, особенно от известных экспертов, всегда существенно повышает стоимость марки. 

                                                
001.JPG
Разработка «Наш ГОРОД»